7 духовных мест Казахстана

Казахстан известен своим невероятным количеством различных духовных мест, посетить которые надо хотя бы раз в жизни — не просто из любопытства, а ради переосмысления собственной жизни, ради нового взгляда на самого себя. Сегодня вы узнаете о семи не самых популярных, но очень важных местах, значение которых трудно преувеличить.

Текелийская ступа. Недалеко от небольшого городка Текели расположена скала, на которой в средние века было высечено изображение лотоса и какого-то мифологического животного, похожего одновременно на дракона и на льва. Сверху примерно в то же время сделали углубление, в котором собирается дождевая вода — она не высыхает там круглый год и считается священной у местных жителей. Интересно, что подобного нет во всем Казахстане. Известный археолог, изучавший тайны казахстанских земель — Зайнолла Самашев — так рассказывал об этом артефакте: текелийский камень, мол, почти не известен науке, и единственное, что точно известно — на нём есть изображение так называемой буддийской ступы. Скорее всего, у этого камня проходили обряды магического очищения. Дело в том, что по верованиям ступу отождествляли с материальным воплощением Будды. По верованиям, всем, кто имеют с ней какой-либо контакт, засчитываются значительные духовные заслуги, и даруется освобождение от страданий или горя.

Сокровенные руины Саурана. Сауран был одним из самых больших и укрепленных городов Казахстана. Историк Хафиз-и Таныш Бухари в книге «Абдулла-наме» упоминал Сауран как неприступную крепость — действительно, вокруг города была построена массивная крепостная стена, город снабжался водой из подводных каналов, которые рыли две тысячи рабов. На протяжении XVI века Сауран много раз захватывался шейбанидами, но казахам удавалось каждый раз отбить город. Однако в 1598 году Шейбаниды применили метательные машины, которые разрушили множество домов. Вода из рвов и подземных каналов была выпущена, а под стены крепости сделали многочисленные подкопы. И пусть захватчики не смогли надолго закрепиться там, город уже больше не смог восстановиться и в конце концов полностью опустел. Сегодня от него остались лишь руины, напоминающие о том, что ничто не вечно.

Священный камень Гайып Ерен Кырык Шилтен. Пожалуй, все хоть раз слышали библейскую историю о Всемирном потопе. Согласно ей, когда-то в окрестностях священной горы Казыгурт разливался океан, так что над поверхностью воды выступала лишь вершина горы. На этой вершине лежит огромный, рассеченный надвое камень. Местные жители верят, что именно к этому камню пристал ковчег Ноя после сорока дней скитания по волнам. В честь этого возле камня даже сооружена огромная символическая копия ковчега. Считается, что две половины камня олицетворяют Адама и Еву, женское и мужское начало. У кого совесть чиста, тот без труда может пройти через расщелину, а у кого есть на душе грех, тот испытает затруднения. Также возле камня есть святой источник — два ключа с целебной водой.

Минарет Хызра. Расположен в древней, забытой части города Сайрама. Раньше он был частью какой-то огромной мечети. К сожалению, ученым не удалось установить, что это было за здание и кем оно было построено. Исследователь Востока из России Веселовский, который описал и задокументировал объекты Сайрама еще в девятнадцатом столетии, рассказывал, что на остатках этой мечети была нанесена «довольно короткая запись на каком-то языке, возможно персидском». Он не знал этого языка, и, планируя передать работу историкам-переводчикам, вернулся домой. Однако по приезду языковеды не обнаружили никаких надписей на минарете — совершенно неясно, куда она могла деться. Виной тому может быть кислотный дождь или другое редкое для тех мест явление. Помимо башни, сохранилось еще подземное помещение, впрочем, кем-то давно разграбленное. Множество паломников съезжаются к Хызре, чтобы побывать в этом помещении. Говорят, что стены в нем обладают даром исцеления, а воздух очищает не только легкие, но и душу.

Султан-эпе. В массивных залежах известняковых пород, за 30 километров от поселения под названием Таучик, находится подземный комплекс с выложенными из огромных булыжников стенами — мечеть, состоящая из девяти больших помещений. Существует легенда о том, как она появилась: жил некий мулла, который учил молодое поколение грамоте. Некто из его учеников, чем-то болел, из-за чего его здоровье и физическая сила были очень неважными. Имя ему было Хейрулла. Как-то раз ему все надоело и он захотел покончить с собой, и отправился туда, куда глядели его глаза.. Сильно устав под вечер от долгого пути, он заснул, да так крепко, что его не разбудило даже полуденное солнце. И вдруг к нему пришел незнакомый мужчина и произнес: «вставай, следуй дальше и там, где спокойно будет сидеть птица, тебе нужно будет сделать священный храм». Учение встал, отправился дальше и внезапно заметил орла, который сидел на земле и не улетал, хотя обычно эти птицы не подпускали к себе людей. Мальчик стал дотрагиваться до больших валунов, и каждый раз он произносил «О, Султан-эпе!». Каждый камень, до которого он дотронулся, взлетал по воздуху и размещался там, где нужно. Таким образом Хейрулле буквально за день удалось соорудить мечеть. Местные жители считают, что вода из источника, расположенного неподалеку, способна дать хотя бы малую долю этих чудодейственных сил.

Петроглифы Усек. В 1956 году советский исследователь Л. К. Нифонтова обнаружила на одном из токсанбайских плато святыню с так называемыми петроглифами (выбитыми на каменной основе изображениями). После этого находку посетило две научно-исследовательские группы из разных археологических институтов, и никто их них не смог объяснить значение этих петроглифов. На более чем сотне валунов высечены звери, бытовые зарисовки из жизни, стрелец, погони хищников за травоядными. Около тропы, ведущей в к скалам Усека, особо стоит каменное святилище, скорее всего предназначенное для погребения святых. В этом уникальном месте можно попытаться по рисункам понять людей, живших в то время — о чем они думали, как видели мир, и сравнить с тем, что происходит в наших сердцах и умах сейчас.

Надгробие Укаша-ата. В 35 километрах к северу от Туркестана стоит древний мавзолей, внутри которого расположена могильная плита длиной 21 метр. Во дворе мавзолея — 12-метровая могила. Откуда же такие размеры? Дело в том, что здесь покоится один из сподвижников пророка Мухаммеда, Укаша ибн Михсан. Предание гласит, что когда его хоронили, из него внезапно потекла кровь и начала стекать по склону. Было решено на месте ручейка крови также вырыть яму и закопать ее. Так и получилась длинная могила. Около нее вырыт колодец со священной водой, уровень которой очень непостоянен. За одну и ту же неделю одни паломники могут набрать воды без труда, а другие — обнаружить пересохший источник. Считается, что это зависит от степени греховности паломника: безгрешный человек, спустив ведро на верёвке, поднимет его с водой, а грешный — пустым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.